Власти РФ заявляют, что вся страна единогласно поддерживает войну в Украине. На самом деле — это пропагандистский трюк. Часто люди боятся открыто выражать свою позицию, так как это может стоить им работы, а иногда и свободы. «Антивоенный фонд» призывает трудящихся не бояться выражать свою позицию и обещает им бесплатную юридическую поддержку.
По данным ОВД-Инфо, к концу мая в России 145 человек подверглись уголовному преследованию, 15,4 тыс. — задержаны в связи с антивоенными акциями.
Люди из России, которые открыто выступают против войны, находятся в постоянной опасности. Власть запугивает их и использует для этого наиболее уязвимые места — например, работу.
Увольнения из-за политических взглядов стали в России повсеместным явлением. Из-за своей антивоенной позиции люди теряют единственный источник заработка.
В первую очередь увольняют тех, чья работа непосредственно связана со смыслами. Учителей и преподавателей, культурных работников, в огромном количестве журналистов.
Если война будет продолжаться и дальше, то людей, пострадавших из-за незаконных увольнений будет все больше. Речь не только про политически активную молодежь, но и про людей с большим стажем. Им всем необходима поддержка.
Для этого и появился «Антивоенный Фонд». Его основатели призывают трудящихся бастовать против войны и обещают помощь тем, кто столкнется из-за этого с давлением на рабочем месте.
Проект продвигает идею забастовок, массовых выходов на больничный и мягкого саботажа. По мнению активистов, если сотрудники оборонных, транспортных, швейных предприятий получат возможность перестать снабжать войну, у правительства быстрее закончатся ресурсы на её ведение.
«Мы спонсируем защиту трудовых прав»
Как указано в соцсетях «Антивоенного Фонда», его основатели — это «участники российского антивоенного движения». Среди них уже заявившие о себе «Антивоенный больничный» и «Феминистское Антивоенное Сопротивление». Также проект объединил усилия с сайтом AntiJob. Эта площадка более 20 лет защищает трудовые права граждан. На Antijob.net ведут «Черный список работодателей» и рейтинг худших с точки зрения трудовой этики компаний.
«Мы не СМИ, не политологи и не партийная ячейка. Мы – обычные люди из разных городов России, которые ежедневно в разных формах выступают против войны в Украине и диктатуры в России. Если вы видите в СМИ фотографии задержанных на антивоенных протестах, скорее всего, вы смотрите прямо на нас», - говорится в соцсетях проекта.
Участники фонда трудятся в нем на волонтерских началах, хотя есть небольшой костяк постоянных сотрудников, которые получают зарплату.
Волонтеры рассматривают каждый запрос индивидуально. Иногда человека нужно просто сориентировать. Рассказать, в какой ситуации он оказался, что ему грозит или не грозит, на что он может расчитывать.
«Мы хотим поддерживать рабочие забастовки, и мы хотим поддерживать тех, кого угрожают уволить за репост. Сейчас мы в первую очередь спонсируем защиту трудовых прав», - рассказали Reshim. в антивоенном фонде.
С проектом сотрудничают юристы по трудовому праву, которые проводят консультации. Некоторые из них получают гонорары, другие работают безвозмездно. Юристы сопровождают людей в самое трудное время, оставаясь на связи, контролируя развитие их дела.
Они помогают выбрать нужный курс и тактику в переговорах с работодателем. Не все люди, столкнувшиеся с преследованием на работе, готовы идти в суд, но в этом случае им могут предоставить юридическую защиту. У людей возникают самые разные проблемы, и им стараются помочь со всем, чем можно – связаться с нужной организацией, найти новую работу, собрать необходимые документы.
Некоторым не столько нужна помощь, сколько возможность поделиться своей историей. Придать что-то огласке.
«Мы собираем эти истории и, если разрешают, публикуем. Если несправедливость нельзя исправить, во всяком случае о ней можно рассказать. И чем больше таких историй будет появляться в публичном поле, тем лучше будет видно, что на самом деле против войны больше людей, чем кажется».
«Нет такого, чтобы все законы перестали работать»
Фонд призывает людей сопротивляться давлению начальства, не участвовать в провоенных флешмобах, не увольняться по собственному желанию, организовывать профсоюзы, подавать обращения в суд.
Как отмечают в проекте, есть много позитивных кейсов, когда работодатель был вынужден восстановить человека на работе или выплатить компенсацию.
«В судебных процессах, связанных с рабочими конфликтами, другая динамика, чем в чисто политических. Судья действительно вполне может встать на сторону незаконно уволенного сотрудника, присудить компенсации или восстановление на работе», - отмечают в фонде.
В беседе с Reshim. в проекте указали, в Трудовом кодексе РФ есть работающие инструменты, которые мало используют, и одна из целей проекта - рассказывать людям об этих инструментах. Не все знают, что забастовка – это легально, что независимые профсоюзы – это реальная сила, которую можно противопоставить работодателю. Организовать первичную профсоюзную ячейку достаточно просто, для этого не нужно ничего юридически или нотариально оформлять, а прав у такого юнита в разы больше, чем у отдельного работника.
Порой работодатели блефуют, рассчитывая как раз на неосведомленность людей.
«Нет такого, чтобы все законы в стране одним махом взяли и перестали действовать, это не так. Даже солдаты, которые отказываются воевать в Украине, потом идут защищать свои права в суде, а не под расстрел, как рисует паническое воображение», - сообщили в фонде Reshim.
Антивоенная забастовка
В фонде уверены, что один из наиболее эффективных способов остановить войну — это всеобщая забастовка. Что саботируя рабочие процессы, граждане могут замедлить экономику изнутри. В проекте полагают, что это может подействовать лучше зарубежных санкций. При этом забастовка просто невозможна без кассы взаимопомощи. Без материальной поддержи в такой ситуации люди рискуют потерять последнее, что у них есть. Это одна из причин, почему россияне боятся выходить на протест.
Многие люди не согласны с происходящим, но им нужна уверенность, что их поддержат в случае увольнения и что им будет, чем кормить своих детей.
В фонде считают, что сперва необходимо сформировать сеть взаимной поддержки. Ключевая идея — подойти к протесту системно и поддерживать забастовки и по экономическим причинам тоже. Ведь в военное время любая забастовка – антивоенная.
«Сейчас очень многие потеряют или уже потеряли работу вне зависимости от их позиции или ее отсутствия. Люди неизбежно начинают это понимать»
Проект просит финансовой поддержки в первую очередь у граждан других стран или россиян за рубежом. Многие жители РФ испытывают проблемы с деньгами, но «то, что для жителя Европы или США – две чашки кофе из Старбакса, для российского рабочего – зарплата за целый день».
«Война все больше вмешивается в трудовую жизнь»
За все время своего существования фонд обработал более 70 заявок. Характер обращений меняется с течением времени. Вначале это были преимущественно истории про увольнения за взгляды, активизм, иногда просто за участие в активистских чатах.
В фонде рассказывают, что часто людей не увольняют напрямую, а вынуждают написать «по собственному желанию» под угрозой доноса. После этого трудно что-то сделать в юридическом смысле.
Сейчас содержание заявок на помощь несколько переменилось. Люди стали сталкиваться с тем, что их на работе принуждают не только не говорить, не писать и желательно не думать ничего, чтобы отличалось от провластной повестки. Либо же, что еще хуже, воспроизводить государственную точку зрения и писать на личной странице посты с хештегами #ZaМир.
Война все больше вмешивается непосредственно в трудовую деятельность людей, в их обычную жизнь. Недавно в фонд пришла история операторки беспилотника, отказавшейся обучать наводчиков артиллерии.
Как указывают в фонде, на фоне происходящей в стране мобилизационной подготовки все больше организаций и структур вовлекается в военный процесс. Предприятия берут военные заказы. Военнообязанных сотрудников государственных учреждений правдами и неправдами пытаются затащить работать или служить в зону военных действий, например медиков.
По этому в «Антивоенном Фонде» людей призывают не бояться бойкотов, выходить и защищать свои права, поддерживать друг друга. Во времена турбулентности самоорганизация, объединение и взаимовыручка – главное, что может защитить.