EN RU UK
Important notice: now login to Reshim works through the RepID service.
Use the same way to login via Reshim you used before to save your progress in Reshim.org
If you experience any problem with login, please contact us: [email protected]

0

Help Ukraine UZB. Кто помогает украинцам в Узбекистане

Пока в стране работает всего одна горизонтальная инициатива помощи Украине. Ее запустил молодой предприниматель Сергей Ким

Этот текст — фрагмент большого материала о помощи Украине из Узбекистана, который автор Reshim. написал для независимого издания «Хук-репорт». Почитать статью целиком вы можете по ссылке. На первый взгляд вторжение РФ в Украину никак не повлияло на жизнь узбекистанцев. В отличие от Тбилиси, Еревана и других постсоветских столиц в Ташкенте не пикетировали российское посольство, не маршировали с жёлто-синими флагами, не устраивали акций. В городе нет заметных антивоенных инициатив и сборов гуманитарной помощи. Есть ощущение, что прибывшие в страну российские «релоканты» больше волнуются не о выражении политической позиции, а о банковских счетах.

О войне в Украине здесь напоминают лишь взлетевшие цены на недвижимость и растущее число приезжих. В остальном же большинство людей занято повседневными делами. Война ощущается чем-то далёким, происходящим где-то на российских телеканалах. Но это совсем не значит, что все жители республики остаются к ней равнодушны.

«Эта тема волнует всех»

Если официальный Ташкент пытается выдержать в этом конфликте подчеркнутый нейтралитет, то с жителями республики всё куда сложнее. В отличие от властей многие из них занимают вполне конкретную сторону.

«Среди моих знакомых эта тема волнует всех, — рассказывает жительница Ташкента Кира Валитова (имя изменено по просьбе собеседницы). — Я понимаю, что живу в некотором пузыре, но всё же не знаю ни одного человека с нейтральной позицией. Люди моего возраста (конец 80-х — начало 90-х — прим. ред.) практически все против войны. Те, кто постарше, ну, скажем, поколения наших родителей, дедушек, бабушек, оправдывают действия РФ. Есть и знакомые ровесники, которые тоже за войну. Но мне кажется, это зачастую не их точка зрения».

Сама Кира признаётся, что несколько раз переводила деньги на гуманитарную помощь и нужды украинцев. По её словам, у неё есть всего один знакомый, который также отправлял донаты.

Во время разговора Кира упоминает человека по имени Сергей Ким, который организованно собирает деньги в помощь украинцам. По её словам, это единственный в Ташкенте человек, который проявил инициативу и взялся за это дело основательно.

«Не можешь думать о войне, но и не думать не получается»

У Сергея Кима около 20 тысяч подписчиков в Instagram. В Ташкенте многие знают его как успешного маркетолога и основателя креативного агентства Sekta. Сам же Сергей использует свою публичность, чтобы собирать донаты для украинцев. В начале войны он основал проект помощи Help Ukraine from Uzbekistan, который поддерживает жителей Украины, пострадавших от российского вторжения.

«Когда началась война, я не мог ни работать, ни вообще ничего нормально делать. Так как я управляю командой, то от меня ждали важных решений. Но в те дни просто не мог собраться с мыслями. Такое состояние, когда уже не можешь постоянно думать о войне, но не думать о ней тоже не получается», — говорит собеседник.

Сергея многое связывает с Украиной. За последние два года он посещал эту страну пять раз, навещал сестрёнку, которая живёт в Киеве, проводил время с друзьями в Харькове.

Фото: страница Сергея Кима в Instagram

«Я близко знаком и с географией Украины, и, что самое важное, с её людьми, — делится он. — Поэтому, когда началась война, у меня был доступ к информации из первых рук. Друзья и родные присылали мне фотографии обстрелов, селфи из подвалов, видео прилётов». Всё это Сергей выкладывал в своём Instagram. Его подписчики спрашивали, как можно помочь и куда отправить донаты.

Первые несколько недель войны Сергей искал проект помощи, к которому можно было присоединиться. Но такой организации в Узбекистане так и не нашлось. Тогда он решил действовать сам.

«Сначала мы с ребятами донатили на нужды ВСУ и в небольшие волонтёрские организации в Украине. Потом сосредоточились на адресной помощи. Помогли закупить около 40 продуктовых пакетов для Чернигова. Собирали семьям деньги на одежду, игрушки, покупали генератор».

Люди помогают как могут

Так появился проект Help Ukraine from Uzbekistan. Чтобы быстрее находить тех, кому нужна поддержка, Сергей связался с посольством Украины в Ташкенте.

Дипмиссия поделилась с волонтёрами списком беженцев в Узбекистане. Пострадавшим начали помогать с жильём, продуктами, заполнением резюме для трудоустройства. О своей работе волонтёры отчитывались в Instagram и Telegram-канале.

«Сейчас мы ведём три семьи. Две из них в Ташкенте, а одна в Самарканде, они мариупольцы, — рассказывает Сергей. — Мы считаем, что наша задача выполнена, когда обработаны все запросы — людям нашли жильё, снабдили необходимыми вещами, помогли с трудоустройством».

Поддерживать украинцев удаётся благодаря участию неравнодушных узбекистанцев. По рассказам Сергея, люди помогают как могут. Кто-то отправляет деньги, кто-то предлагает вещи.

«У нас был кейс, когда человек написал, что у него есть двушка на «Космонавтах» (станция метро «Космоновтлар», один из центральных районов Ташкента — прим. ред.), и он готов бесплатно предоставить её на полгода. В итоге мы заселили туда семью — маму и её взрослую дочь».

«Скорее всего, за нами присматривают»

Сейчас в Help Ukraine from Uzbekistan работают 14 волонтёров. Команде удалось наладить чёткую структуру взаимодействия. Кто-то контролирует кейсы, другие занимаются закупками, координацией. Около половины всех волонтёров — знакомые Сергея. Остальные нашли проект через соцсети. Пока Help Ukraine from Uzbekistan — единственный горизонтальный проект помощи украинцам в Узбекистане.

«Украинцев в Узбекистане очень мало, если говорить про вынужденных переселенцев. Например, у нас была семья — муж узбек, а она украинка. Они познакомились под Киевом, поженились, родился ребёнок. После начала войны приехали в Узбекистан к его родственникам, а родственники их не приняли. И это частая история. Я вот сейчас вспоминаю примерно три семьи с похожей ситуацией. Ехали в Узбекистан к родным и друзьям, а в итоге остались одни».

Семья из Украины, которой помогают узбекистанские волонтеры. Фото: Instagram Help Ukraine from Uzbekistan

Власти Узбекистана никак не мешают, но и не помогают работе проекта.

«Мне близкие к разным структурам знакомые говорили, что, скорее всего, за нами присматривают. Но никто палки в колёса не вставляет. В итоге можно сказать, что помогать украинцам из Узбекистана вполне законно и безопасно», — делает вывод Сергей.

«Вообще в стране есть ряд серьёзных коммерсов (коммерсантов — прим. ред.), которые в силу политических соображений не могут открыто финансово поддерживать Украину. У них однозначная антивоенная позиция, но пока они не готовы помогать публично. При этом люди хотят вкладывать деньги, готовы участвовать в помощи, но им нужно предложить какую-то подходящую для этого модель».

Заканчивая рассказ, Сергей признаётся, что участие в благотворительной работе лично для него стало «спасательным кругом».

«И я даже не скрываю, что моя мотивация — это в том числе держать в порядке своё ментальное здоровье. Волонтёрство этому очень способствует. Ну а ещё я часто представляю, что однажды снова отправляюсь в Украину. Увижу там своих друзей, свою сестрёнку, пожму им руки и скажу, что я действительно помогал чем мог».

Comments

Write as Anonymous