EN RU UK
Important notice: now login to Reshim works through the RepID service.
Use the same way to login via Reshim you used before to save your progress in Reshim.org
If you experience any problem with login, please contact us: [email protected]

0

Svoi во Франции. Кто помогает украинцам в незнакомой стране

Svoi
Evacuation Housing Assistance Livelyhoods and employment
Главный инструмент проекта — сеть телеграм-чатов по разным темам и регионам

Согласно официальным данным, с февраля 2022 года во Францию прибыло около 120 тыс. украинских беженцев. Далеко не все из них собирались именно в эту страну, но оказались там в силу разных причин. Кто-то потому что Польша, Германия и Чехия были уже перегружены, у кого-то во Франции нашлись родственники и друзья. На новом месте люди пытались понять, как им действовать дальше, с чего начинать интеграцию. Большую помощь в этом оказали местные украино- и русскоязычные телеграм-каналы. В них появлялась самая полезная и актуальная информация для переселенцев. Многие из этих чатов запустил Антон Нарута — основатель проекта Svoi.

Svoi — это французская ассоциация помощи украинским переселенцам. Волонтеры Svoi собирают информацию о переезде в ЕС, помогают украинцам найти и оформить жилье, начать учить язык, получить медпомощь и проводят различные социальные ивенты. Один из инструментов проекта — сеть телеграм-чатов о жизни во Франции. С её помощью люди получают советы и консультации от более опытных переселенцев. В чатах можно узнать, куда обращаться за статусом беженца, как подать на пособие по безработице и много чего еще. Проект основал уже не первый год живущий в Марселе Антон Нарута. Соучредителем Svoi выступила его подруга Ксюша Старовойт — киевлянка, приехавшая во Францию после начала полномасштабной войны.

По словам Антона, в группах Svoi состоит примерно 10 тыс. человек, а может и больше.

«Грубо говоря, там сидят 20-25% всех украинских беженцев во Франции, которые вообще пользуются телеграмом», — говорит он.

Идея создавать чаты пришла к Антону не сразу. Сначала он откликался на любые запросы: встречал беженцев на вокзале, приглашал их на ночлег, консультировал на сайте и во всевозможных чатах. Это помогло ему понять, какие именно потребности возникают у переселенцев, и как им можно помочь.

Ксюша, Антон (по середине) и Дима (владелец группы «Украинцы на Лазурке»). Фото: архив Антона Нарута

«Я всегда поддерживал движение Refugees Welcome»

Несмотря на безупречный русский, Антон считает себя интегрированным экспатом. Он живет в Европе уже 18 лет и чаще вращается во франко- или англо говорящей среде. Его профессия - инженер аэронавтики - никак не связана с благотворительностью. Однако, когда в Европу устремилась первая волна украинских беженцев, Антон тут же включился в помощь.

«У меня есть подруга украинка, которая в первые недели войны собирала гуманитарку. Через нее я вышел на одну из групп помощи беженцам в Каннах. Так как я живу во Франции и знаю французский, то я просто отвечал на вопросы людей. Уже 15 лет я столько не говорил по-русски, сколько за последний год».

Пребывавшие во Францию беженцы не представляли, что им делать в незнакомой стране: к кому обращаться, куда идти, где получить информацию. Уже принятые властями директивы и процедуры были описаны только на французском или английском языках. Тогда Антон стал переводить и адаптировать эти документы, чтобы распространять среди беженцев. Это были гайды по центрам помощи, оформлению пособий, и так далее. Всю официальную информацию власти собрали на едином сайте. Однако часто люди не находили там нужные ответы. Тогда Антон сам звонил в поддержку и спрашивал, как быть в том или ином случае, уточнял детали. Так ему удалось добывать информацию, которая появлялась в официальных гайдах лишь недели спустя.

«У меня был опыт как эмигранта, так и человека, который говорит на иностранном языке. К тому же сразу скажу, сам я крайне левых взглядов, анархист, то есть поддерживаю движение Refugees Welcome, заботу о беженцах, о мигрантах. Я всегда эти вопросы считал достаточно важными».

«Меня Антон зовут, я этот сайт на коленке сделал»

Через две недели после начала войны, Антон запустил сайт Refugee.wiki (сейчас ссылка ведет на сайт проекта Svoi). Там он собрал всю накопленную информацию для беженцев и публиковал ответы на часто задаваемые вопросы. Ему хотелось организовать работу по принципу «Википедии», чтобы люди с опытом переезда приходили и обновляли информацию.

«Я шерил ссылку на этот сайт в разных группах. Однажды со мной связался человек из Ukrainenow.org (международная инициатива гуманитарной помощи пострадавшим из-за войны в Украине - прим. ред). Сказал, что отвечает за IT-задачи, связанные с беженцами. Они собирали информацию по разным инициативам, узнавали, кто за ними стоит, как что работает. И он у меня спрашивает, большой ли у сайта коллектив, что за организация? А я говорю, да, это мой сайт, меня Антон зовут, я из Марселя. Я этот сайт на коленке сделал, за выходные буквально», — смеется он.

Антон Нарута. Фото: личный архив

Refugee.wiki появился в нужное время и в нужном месте. В какой-то момент это был основной гайд для многих приезжающих во Францию украинцев. Но постепенно запускались другие, более подробные ресурсы по теме. Один из них — сайт Ukrainefrance.org, где также можно найти много полезной информации и задать вопросы создателю проекта, Сильвану (написать в телеграме - @sylvainsch).

Так как Антон не успевал поддерживать сайт в одиночку, он передал все накопленные знания Сильвану и другим волонтерам.

«Я тогда отвечал на вопросы в телеграме и заметил, что многие искали информацию по специфическим регионам. Так возникла идея делать группы по разным провинциям. Сначала я создал сообщество «Марсель/Тулон». Потом заметил, что были вопросы отдельно про Лион, Бретань, Тулуз/Монпелье. В общем я начал делать группы, где обсуждали конкретно региональные темы».

«Иногда я просто не знал, что ответить»

Создавая сообщества, Антон пытался не просто собрать беженцев вместе, но и связать их с волонтерами и гуманитарными работниками.

«Иногда мне задавали вопросы, на которые мне нечего было ответить. Ведь я же не могу знать всё и все про все регионы. Но хотелось находить тех, кто будет помогать».

Для этого Антон знакомился с другими активистами, рассказывал о своих группах в дружественных пабликах, связывался с друзьями из разных городов. Написанные им методички стали распространяться среди беженцев. Волонтеры использовали их даже в других странах, чтобы подготовить тех, кто направлялся во Францию.

«У многих ребят, которые начали мне помогать, уже был опыт в благотворительности. Кто-то из них работал с сирийцами, кто-то занимался бездомными, социальной работой, — говорит Антон. Один мой знакомый из Польши, Ян, решил создавать приложение для беженцев Safe Refuge. Я его связал с парой активистов, на которых сам когда-то вышел через Digital Forces of Ukraine. В итоге они вместе взялись за разработку. Также у меня есть друг из Ливана, который занимается беженцами: сирийцы, палестинцы, афганцы. У них тоже вся коммуникация в мессенджерах, только в WhatsApp. Это интересный опыт для изучения».

По словам Антона, к помощи переселенцам присоединилось большое число русскоговорящих людей, как из Украины и России, так и из других стран бывшего СССР. Некоторые стали администраторами в чатах Svoi. Им лучше других удавалось отвечать на вопросы и быстро добывать информацию.

«В каждой группе по 15 админов, но, в принципе, многие пересекаются. Администрируют сразу несколько сообществ. И также у нас есть чат для внутренней координации. Там 10% это рабочие моменты и 90% – моральная поддержка, так как много людей выгорает. Я и сам в один момент выгорел. Пришлось принимать таблетки», — вспоминает Антон.

«Самый популярный топик — пособия»

В региональных группах Svoi появлялось все больше смежных вопросов. Люди спрашивали про медицинскую помощь, поиск работы, жилья.

«Тогда я начал создавать тематические ветки. Так появилась моя пока что самая большая группа (около 5 тыс. человек) — «Пособия во Франции». В ней постоянно растет число участников. Пособия вообще очень популярный топик. Люди целыми днями обсуждают субсидии и как можно их получить, куда обращаться за бесплатными уроками французского, а так же, как найти социального работника. Это, на самом деле, очень полезная тема».

Антон и собранная гуманитарная помощь для украинских переселенцев. Фото: личный архив Антона Нарута

У Svoi также появились чаты по жилью и медуслугам. В группе по трудоустройству Антон подключил бота. Робот автоматически выгружает вакансии с различных агентств и сайтов по рекрутингу. Другой микросервис переводит объявления и подтягивает рассылки, где работодатели ищут украино- или русскоговорящих людей. Также в чатах опубликованы инструкции по составлению резюме, поиску работы и так далее. По похожей системе устроены и группы по жилью, куда робот выгружает базы с недвижимостью и риэлторские каналы.

Для автоматизации бесед Антон использует Miss Rose — бот, который блокирует спам по фразам, позволяет сохранять записки (для частых вопросов), автоматически отвечает на некоторые фразы.

«Пока кто-то работает над сайтами и приложениями, я работаю в телеге. Там все достаточно просто, можно легко публиковать и распространять материалы. Даже те, кто никогда не пользовался этим мессенджером без проблем во всем разберутся».

В общей сложности Svoi запустили уже 12 различных чатов.

«Волонтер написывал девушкам. Мы его сразу выгнали»

Как объясняет Антон, Франция — страна с множеством благотворительных организаций: от помощи с изучением языков, до защиты от буллинга и домашнего насилия. Но большинство украинцев даже не знают о возможностях такого рода. Поэтому Антон хотел бы делать больше полезных материалов для переселенцев и привлекать к участию многопрофильные проекты.

«Сейчас в чатах уже есть коллектив администраторов и модераторов, они отвечают на вопросы. Мы достаточно активно набираем людей. При этом сам я хотел бы немного дистанцироваться от групп, а заняться комьюнити-менеджментом».

По словам Антона, беженцы сталкиваются с самыми разными проблемами. Например, девушки из Украины становятся жертвами домогательств. Их пытаются вовлечь в проституцию, порнографию, предлагают сожительство и работу в массажных салонах. Есть случаи, когда украинок домогались сами волонтеры.

«Например, у нас в Марселе работал волонтер, он встречал беженцев, помог очень многим людям. Позже выяснилось, что он неделями мог написывать молоденьким девушкам из нашего чата, звал их на кофе, на свидания. До меня это дошло чисто случайно. Мы его сразу выгнали».

Из-за истории с домогательствами, Антон написал публичный пост, в котором осудил такое поведение. После этого подписчицы прислали ему скриншоты других случаев харассмента, хотя были и те, кто защищал домогателя. Пришлось реагировать, вводить более четкие в этом отношении правила.

«Я бы хотел писать про это методички, объяснять людям, что это не норм. В общем занялся бы этим вопросом детальнее. Ведь Украина, Россия и СНГ — это патриархальные общества. Поэтому многие женщины в наших чатах долго молчали (а многие и до сих пор молчат), пока я не поднял эту тему. Немало людей считают, что ну докопался кто-то и докопался, ничего такого. Но я бы хотел помочь беженкам с этим справляться».

«Самая важная потребность — это информация»

Информация остается одним из приоритетов проекта. В плане развития Антон хотел бы больше автоматизации. Например, чтобы робот сам находил ответы по чату на запросы, либо контакты нужных специалистов прямо в группе.

«Актуальная информация — самая важная потребность, многие беженцы этого пока не осознают. Ведь часто они не могут получить помощь, попадают в плохие истории или становятся жертвами мошенников как раз из-за того, что у них нет нужных знаний».

Также Антон считает, что проекты помощи сирийцам, афганцам и украинцам могли бы обмениваться опытом. Ведь это практически идентичная работа, с поправками на законодательные и культурные различия. У тех, кто помогает беженцам с Ближнего Востока накопился огромный опыт взаимоподдержки и интеграции. Все это может помочь и украинцам. В этом направлении Антон и собирается работать дальше.

Сегодня поток переселенцев из Украины во Францию значительно уменьшился, но люди все еще приезжают. Главное, что им нужно — язык, работа и жилье, которое тяжело снять без необходимых документов. Поэтому чаты Svoi имеют большое значение для тех, кто пытается обустроиться в новой стране и начать жизнь заново. Однако это лишь точка входа. Для полноценной интеграции людям требуется не просто комплексное сопровождение, а собственное комьюнити, где их будут поддерживать те, кто пережил похожий опыт. Именно это пытается обеспечить Антон вместе со своими друзьями и единомышленниками.

Comments

Write as Anonymous

avatar
  • Антон Добрый день мне нужна помощь я нахожусь во Франции а мой сын и его 20 сослуживцев сейчас на учениях после нового года их отправляют на передовую но у них нет ни бронежилетов нет касок нет сменой обуви и одежды и много чего если это в ваших силах пожалуйста помогите большое вам спасибо это его контакты 0679672752 Андрей большое спасибо большое

emotion
avatar

Добрый день, попробуйте написать авторам проекта “Свои” https://reshim.org/ru/projects/svoi

emotion
avatar

Добрый вечер! Антон у меня очень большая проблема не могу найти жену с сыном 8 лет они в регионе ардеш. Фамилия жены Остаповец Яна сын Владимир кущазли 8 лет недавно переехали из валлон пон дарк! Незнаю куда. За раннее благодарю!!!!!!

emotion