EN RU UK

1

1

Поддержать тех, кто остался: как работает «Золотой ключик»

Золотой ключик
Психологічна підтримка Ненасильницький супротив Права людини та воля громадськості
«Золотой ключик» поддерживает людей из университетской, культурной и активистской среды. Изначально проект собирался помогать всем, кто в этом нуждается. Но оценив ситуацию, сосредоточился на тех, кто остался в России.

В начале марта несколько активист_ок, худож_ниц, аспирант_ок и преподаватель_ниц из Петербурга выступили с независимой антивоенной инициативой. Не имея масштабных ресурсов (кроме человеческих), молодые люди самоорганизовались, наладили связи с дружественными НКО и активистами, и начали искать тех, кому нужна поддержка. Так появился «Золотой ключик».

Кто помогает?

В Тбилиси мы встретились с М. — одним из создателей «Золотого ключика». В России он работал журналистом в независимых медиа, сотрудничал с НКО, учился философии. Сейчас помимо основной работы М. занимается коммуникациями и развитием «ключика».

«В Ереване мы собрались с несколькими друзьями из активистской и университетской среды, — рассказывает М. Поняли, что нужно что-то делать. Просто ходить по барам и делать вид, что ничего не происходит — стремно. Связались с петербургскими коллегами, начали что-то соображать».

Фото: иллюстрации предоставил проект «Золотой ключик»

Проект рождался долго, много времени заняло формирование концепции, долго делали сайт. Кстати, над ним бесплатно работал волонтер из Швеции. Создатели понимали, что война затянется, политический и экономический кошмар в России будет продолжаться. Репрессии будут нарастать, вырастет число увольнений и отчислений. До этого у ребят не было никакого опыта в НКО, максимум — помогали дружественным фондам. Поэтому все лепилось из того, что было.

Кому помогают?

Изначально концепт был громоздким.

«Хотелось всем помогать, но поняли, что многие уже занимаются тем, чем хотели мы, поэтому решили, что нужно сужать поле деятельности. Договорились, что это будет в первую очередь нацелено на тех, кто остался в России, работает в образовании, культуре и т.д., выражает антивоенную позицию и страдает из-за нее».

Как часто бывает, движение начинается с помощи группам, к которым относятся те, кто его создал. Студент_ки и преподаватель_ницы, художни_цы и активист_ки, сотрудни_цы образовательных и культурных учреждений — вот целевая аудитория «Золотого ключика». Одной из первых заявок с просьбой о помощи была от работницы государственного театра, которую вынудили уволиться из-за ее антивоенных взглядов.

Как помогают?

Сегодня любое проявление антивоенной позиции влечет за собой серьезные проблемы: крупные штрафы, потерю работы, насилие, аресты и даже реальные тюремные сроки. «Золотой ключик» оказывает поддержку по трем направлениям, которые другие НКО не всегда могут покрыть полностью: психологическая помощь, финансовая и предоставление укрытия.

Психологическая помощь

Психологическая помощь оказалась очень востребована.

«Лично я думал, что больше будут искать финансовую поддержку и т.д. За пси-помощью успели обратиться самые разные люди из активистской среды: правозащитни_цы, художни_цы, студент_ки, журналист_ки, фем- и ЛГБТ-активист_ки. Писали даже школьни_цы, говорили, что хотят покончить с собой, не понимают, что происходит».

Страх, тревога, беспомощность: всем, кто противостоял государству, знакомы эти чувства. Проблемы в коммуникации с окружающими, телесные симптомы, эмоциональное и физическое насилие — лишь небольшая часть того, что переживают в России люди антивоенных взглядов. Эти трудности хорошо знакомы участникам «Золотого ключика», а потому они знают, как помочь.

У проекта есть штат пси-специалист_ок разных направлений: преимущественно психоанализ, но также гештальт-анализ, интегративный подход, телесная и групповая терапии. Если вам необходима психологическая помощь, заполните заявку. Каждое обращение рассматривается индивидуально и прорабатывается совместно с терапевтом. Встречи проводятся как онлайн, так и очно.

Финансовая помощь

Экономическая угроза зачастую стоит для активисток и активистов наиболее остро. Тех, кто выступает за мир, российские власти стремятся оставить без средств к существованию через лишение работы и постоянные значительные штрафы.

«Нам написала транс-активистка, — вспоминает М. Ей не хватало денег на базовые потребности, обострились психологические расстройства, не было денег на лекарства. Это был наш первый кейс, я перевел ей 5 тысяч из имевшихся на старте донатов, это помогло решить проблемы на первое время».

«Золотой ключик» готов оказывать финансовую поддержку при сложных жизненных обстоятельствах. Кроме разовых транзакций на еду, лекарства и предметы первой необходимости, инициатива также планирует в будущем оплачивать работу адвокатов и штрафы за антивоенную деятельность. Масштабы поддержки будут зависеть от количества донатов, волонтер_ки налаживают связи с европейскими организациями и обращаются к российским представителям дружественных сообществ и НКО.

Инициаторы проекта ставят перед собой задачу создать финансовую подушку, чтобы на счетах стабильно лежала сумма, которую можно будет регулярно расходовать на помощь нуждающимся. Сейчас удается оказывать разовую поддержку по конкретным запросам. Вы можете помочь проекту донатом, реквизиты указаны на сайте (внизу страницы).

Предоставление шелтеров

Когда людям из академического, художественного и активистского сообщества оказываются в тяжелой ситуации с жильем, «Золотой ключик» помогает найти им временный шелтер. Помощь окажут в городе пребывания или другом российском населенном пункте. Сегодня проект располагает несколькими шелтерами в трех регионах РФ.

«Последнее обращение было от активистки, у нее украли телефон, ее выгнали из квартиры, нет денег на счету. Мы связались с ней и смогли организовать для нее временный шелтер»

Места в шелтерах ограничены, их предоставление может нести риски. Потому это самая сложная часть работы волонтеров с точки зрения верификации. Чаще всего они просто внимательно выслушивают истории людей. Этого достаточно, чтобы принять решение об оказании поддержки. Иногда приходится просить ссылки на социальные сети. В случае необходимости, есть возможность посмотреть данные человека по задержаниям на антивоенных протестах. Пока этого ни разу не потребовалось.

Эпилог

«Очевидно, что лучше бы нам не пришлось этим заниматься, — считает М. Но есть понимание того, что «Золотой ключик» нужен хотя бы нескольким десяткам человек - а также того, что впереди еще очень много работы».

С начала войны в России заве ли уже более 2000 дел о дискредитации армии. Далеко не все из обвиняемых – активисты. Большинство из них просто люди, которые не могут называть черное белым. Чем больше появится подобных низовых инициатив, тем проще людям будет оказывать поддержку друг другу. Возможно, это и будет ключом к развитию осознанного и человечного послевоенного общества в России. Вернее, золотым ключиком.

Коментувати