EN RU UK

1

1

Мудрый эгоист. История одного волонтера

Артем переехал в Тбилиси без работы, сбережений и знания языка, но находит силы и время для добрых дел

До войны Артем жил в Подмосковье, занимался иллюстрацией и татуировкой. Он всегда был недоволен властью, поэтому последние годы провел во внутренней эмиграции: редко выбирался в город, вел свое небольшое хозяйство, много времени уделял прогулкам по лесу с собакой. В Москву, как правило, ездил только чтобы поволонтерить в фонде «Доктор клоун», там он помогал тяжело больным детям. Также много внимания Артем уделял помощи бездомным животным.

Артем в больнице в образе клоуна Изюма

Первая помощь

24 февраля он понял, что больше не может оставаться в России. Сдал квартиру, распродал все, что не взял с собой, и в апреле переехал в Грузию. Артем с женой и собакой покинули страну без серьезных сбережений, знания языка, связей. Не было даже удаленной работы. В Тбилиси он почти сразу устроился в пиццерию, супругу позвали работать в маникюрный салон.

В пиццерии подрабатывала уборщицей Анна (имя изменено) из Украины, чей муж застрял в зоне оккупации. Артем начал понемногу помогать ей: собрал в соцсетях небольшую сумму (порядка 250$), что-то добавил из своих. Ходил с ней в банк, объяснял, как пользоваться приложениями и картами. Затем они вместе по различным инстанциям, готовили женщину к переезду в Германию. Сейчас у Анны все относительно хорошо, они с мужем воссоединились, ему удалось выехать из Херсона через Крым.

На вопрос «Почему ты не можешь оставаться равнодушным?» Артем отвечает:

«Мне кажется, что если живешь, думая только о себе, то ты как раковая клетка, которая пожирает все вокруг и в конечном итоге убивает организм. А если ты как-то помогаешь другим людям, то испытываешь радость. Тогда твоя жизнь наполняется смыслом, это очень хитрый ход вселенной. Далай Лама говорил: «Если вы хотите быть эгоистами, будьте мудрыми эгоистами, помогайте людям».

Когда у Артема есть свободное время, он старается помогать волонтерским организациям в Тбилиси. Например, он следит за каналом фонда Motskhaleba и поддерживает по возможности. Дел хватает всегда: постоянно нужно что-то закупить, что-то потаскать, перевезти. Однажды Артем в свой выходной доставлял семье беженцев детскую коляску через весь город. Сам он не относится серьезно к таким поступкам: «Не считаю, что это какая-то особая помощь. Банально надо просто полтора часа своей жизни потратить, а для людей это важно».

Иногда важно подурачиться

Спустя какое-то время Артем в Фейсбуке увидел объявление, что для Украинского Дома в Тбилиси требуются волонтеры, актеры, педагоги. Это шелтер для украинских беженцев, сейчас там живет около 80 человек из Мариуполя, Ирпеня, Бучи, Мелитополя, Новой Каховки, Херсона и многих других городов Украины. В Москве Артем волонтерил в благотворительном фонде больничной клоунады, поэтому сразу откликнулся.

«Мы провели у них детский праздник. Все были в восторге: и дети и взрослые. Проводили вдвоем с Сашей, он сам украинец, в 2007 году приехал в Москву, учился на режиссерском, но сейчас тоже уехал из России. Он точно так же случайно увидел объявление в интернете и присоединился. Просто как аниматоры устроили праздник с играми и конкурсами. Дети были в восторге. Ну, конечно, какие дети будут не в восторге поиграть, покидаться друг в друга шарами с водой, побегать в салки», –­ вспоминает волонтер.

В следующий раз Артем поехал туда со своей собакой. У него прекрасно дрессированная спаниель по кличке Челси. Они вместе развлекали детей, показывали им трюки, играли с мячиком. Эти занятия показали, что взаимодействие с собакой оказывает терапевтический эффект на психологическое состоянии не только детей, но и взрослых.

Прогулка с Челси в лесу

Некоторые жители Дома приехали со своими собаками, их удалось вывезти из-под обстрелов. Хозяева спрашивали у волонтера советы по дрессировке, он делился техниками, рассказывал интересные факты о воспитании питомцев. С несколькими людьми Артем обменялся контактами, пока консультирует их удаленно, но скоро обещает приехать и провести занятия уже с их собаками.  Волонтер планирует также организовать мастер-классы по клоунаде и актерскому мастерству для взрослых.

«Это тоже такая форма терапии, излечение каких-то ран. Важно иногда просто подурачиться, повозиться, превратиться на время в детей. Я думаю, что что это полезно для многих взрослых, даже если не было бы никаких войн. Потому что мы стареем, становимся менее чувствительными, закрываемся от внутренних проблем. Мы оставляем своего внутреннего ребенка, теряем связь с ним. И такие занятия – хороший способ вернуться, настроить эту связь, в такой момент это очень важно».

Подмосковный акцент

Люди, живущие в Украинском доме, находятся в очень разных состояниях. Иногда возникают материальные сложности, бывает, что у волонтеров заканчиваются деньги. Порой женщинам, детям и старикам приходится есть одни макароны. А ведь еще нужны средства гигиены, лекарства, корм для животных. При этом беженцы очень благодарны за любую помощь, открыты и доброжелательны. Артем старается помогать не только делами, но и деньгами, хотя сам пока зарабатывает скромно. Также он часто агитирует друзей и знакомых делать пожертвования.

Большая часть переселенцев получила психологическую помощь и сумела адаптироваться к новым условиям. Но есть и те, кто по-прежнему тяжело переживает травмы войны. «Я видел мужчину с поврежденной ногой, ранение судя по всему. Маленькая девочка при нем взорвала шарик, и человек просто оцепенел, сказал со стеклянными глазами, что больше не надо так делать. Наверное, это какие-то флешбеки, напомнило взрывы», – вспоминает Артем. Кажется, что дети переживают войну проще, они любят рассказывать о жизни в Украине, о своих оставленных питомцах, которых они, скорее всего, никогда не встретят. Но неизвестно, как это скажется на их будущем.

Артем с детьми в Украинском доме в Тбилиси

По словам Артема, он не разу не сталкивался с негативом из-за того, что приехал из России. «Одна женщина сказала, что не может больше разговаривать с сестрой, потому что слышит русский акцент. А у меня его (по ее словам) почему-то нет, хотя я из Подмосковья», – делится волонтер. Беженцы каждый раз искренне радуются его приезду, стараются накормить, но он отказывается из-за чувства стыда. Хотя один раз все-таки согласился, слишком ароматно пах горячий пирог. Больше всего Артему запомнилось, как после праздника, который он с напарником организовал для детей, те окружили аниматоров и несколько минут держали их в объятиях, говорили какие они классные, не хотели отпускать.

Самое важное качество

Несмотря на то, что Артем работает по 12 часов с графиком 2 через 2, а в выходные учится рисовать для видеоигр, он считает, что на волонтерство всегда можно найти время. «Просто я вижу, что надо помочь. Я помогу на улице, если вижу, что нужно придержать дверь или перенести коляску. Я всегда это делаю не задумываясь, без рефлексии», – рассказывает молодой человек. По его словам, возможно есть в этом доля желания решить за счет помощи другим людям свои моральные вопросы. Но это не главная мотивация: «Я встречал таких волонтеров, которые только через это пытаются исправить свои внутренние проблемы. Они выгорают быстро, не понимая, что они делают».

На вопрос о том, что необходимо для участия в гуманитарном движении, Артем отвечает: «Эмпатия. Больше ничего. Отличное качество. Всем советую его развивать, потому что оно помогает по жизни. С высоким уровнем эмпатии вы будете понимать, когда что можно говорить, а когда нельзя. Вы будете чувствовать настроения людей, это очень важно, этим мы отличаемся от большинства животных, потому мы можем развиваться. Собаки, кстати, тоже могут, они по выражению лица определяют эмоции». Артем верит, что если у человека высокая эмпатия, то больше ничего не нужно: «Вы найдете деньги или время. Вы всегда можете что-то потаскать, а если есть машина, можно что-то отвезти банально. Вы можете просто обнять человека, поплакать с ним вместе и попросить у него прощения или наоборот, посмеяться с ним, развеселить. Все просто. Вот чего, мне кажется, россиянам в частности, и людям в целом, не хватает.  Мы должны развивать эмоциональный интеллект».

Эпилог

Артем признается, что кому-то может тяжелее даваться поддержка других. Он все-таки работал в больнице с тяжелобольными и паллиативными детьми. С другой стороны, ему кажется, что важно работать с чувством вины: «Мне хотелось показать, что не все русские людоеды, не все хотят убивать украинцев. И вообще, что мы тоже нормальные люди, которые хотят спокойно и хорошо жить, работать и взаимодействовать с другими народами». При этом речь не о том, чтобы показаться «хорошим русским». По его словам, волонтерство – это классный взаимообмен, когда помогаешь другим – чувствуется, как между вами циркулирует энергия. Ты и сам заряжаешься, когда ощущаешь, что сделал классное дело.

Представление для детей в больнице

«Возвращаясь к буддизму, наверное, я опять же эгоистично думаю о том, что в момент смерти меня спасут лишь мои заслуги. Однажды я спросил моего друга-клоуна, о чем он будет думать в момент смерти? Его ответ меня поразил, он сказал: «Блин, я буду благодарен за эту жизнь, что я знаю вас, что я помогал людям, и все было круто». Вот мне бы тоже хотелось в конце поблагодарить свое бытие, а не думать, как я вообще жил и что успел сделать»».

Артем уверен, что где бы ни находился, в любом случае будет помогать. Конечно, ему бы хотелось вернуться в больницу, но клоуна, которого он придумал для детей, зовут Изюм. Можно ли теперь носить это имя? Слишком стойкая ассоциация.

Comment